Школа – в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим факторомгуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности.

  Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

 Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции.

     В этой связи основными характеристиками педагога являются: высокая квалифицированность и конкурентоспособность на рынке труда, компетентность, ответственность, свободное владение своей профессией и  ориентированность в смежных областях деятельности, способность к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовность к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

 Обратите внимание, что это требование к простому  смертному учителю. Любой педагог – не только специалист в своей области, но и прекрасный психолог, актер, организатор, человек с огромным опытом и незаурядным интеллектом.

 

Учитель! Сколько надо любви и огня,

Чтобы верили, чтоб помнили люди тебя!

 

Но, как и прежде, начиная с глубокой древности, востребован Учитель – мудрец, который может быть

везде и во всем – и в дереве, и в утренней заре, и даже в глупце, если того требует ситуация. Л. Н. Толстой писал: "Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое – делать самому то, что он советует делать другим, второе – никогда не поступать против справедливости и третье – терпеливо переносить слабости людей, окружающих его.

 На первый взгляд может показаться, что не время писать о толерантности. Однако в жизни много парадоксального, как, например, вода состоит из двух легко воспламеняющихся газов: кислорода и водорода. Также идея терпения и самоуважения может улучшить мир, если каждый человек будет в жизни руководствоваться ею.

  Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) . . . "означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности” (Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61. Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 // Учительская газета. – 2000. - №37.)

  Мне вспоминается притча. 

Встретились однажды верблюд и лошадь. Лошадь думает о верблюде:” Какое уродливое животное: страшные горбы, странная шея, ненормальная голова.”  

 Верблюд думает о лошади: " И как обходится это несчастное животное без горбов, когда нет  воды и пищи?”

  Эта притча наглядно показывает, как людям трудно понимать и принимать друг друга. А американские ученые дали точное определение ума: "Ум – это то, чего не хватает другим,” то есть  каждый человек в той или иной степени считает себя умнее других, что является одной из причин неприятия людьми окружающих. Однако Дюма – старший писал: "Если природа оставляет в чьем – либо разуме прореху, то замазывает ее толстым слоем самодовольства.” В "Декларации . . .” большое значение придается знаниям, ведь недаром Соломон у бога просил мудрости, а не богатства и даже не здоровья.

Толерантность способствует социальной адаптации личности – активному приспособлению человека к окружающей среде. Этот  процесс может протекать по- разному: 

 

1) личность активно влияет на среду;  

2)личность меняет себя; 

       

3)комбинированный тип- в зависимости от условий, от силы, предъявленной личности средой. 

     Некоторые люди приспосабливаются к внешней среде, зачеркивая свое "Я”, некоторые – в соответствии с внутренними установками. Адаптированная личность не всегда находится в адаптивном состоянии – она имеет навыки выхода из стрессовой ситуации. Адаптация – сохранение своего психического и физического здоровья, владение навыками психологической защиты.

Психологическая защита – это любое поведение личности для установления

 психологического комфорта, устранения дискомфорта. Кажется символичной

 икона, на которой изображены святые в таком порядке: Софья Вера Любовь

 Надежда Не зная научной трактовки этой иконы, можно предположить

 следующее: вера и надежда возможны тогда, когда есть любовь. Думается,

 что имеется в виду любовь к людям. А чтобы любить людей, надо любить

 себя .В книге Азбука эгоиста” психотерапевт Васютин А.М. утверждает "…

 настоящий эгоист всегда поступает так, чтоб его действия соответствовали

 требованиям общества” (А.М. Васютин. Азбука эгоиста, Чебоксары, 1994 .) 

Вера, любовь, надежда возможны только при наличии мудрости. 

"В декларации …” подчеркивается, что толерантности способствует также 

открытость. Ведь недаром говорится: "Только искренность рождает искренность

” Толерантность проявляется в разных сферах социальных взаимодействий:

 этнических, религиозных, политических, отношений между поколениями,

 между мужчинами и женщинами, между представителями разных социальных

 слоев населения и т.д. Профессиональное общение педагога с учениками и

 воспитанниками предполагает проявление так называемой педагогической 

толерантности – терпеливого отношения к поведению, обусловленному

 трудностями процесса усвоения знаний, социальных норм, ценностей.  К 

   числу  основных профессиональных качеств педагога я отношу 

коммуникативную компетентность. Кратко это качество можно определить как 

способность человека успешно решать коммуникативные задачи в 

разнообразных ситуациях взаимодействия с другим (другими). Успешность 

взаимодействия зависит от того, на сколько субъекты общения смогут: 

 - сформулировать задачу общения и целенаправленно следовать ей;

 - учесть характеристики своего собеседника: статус ценности, индивидуальной особенности;

 - учесть текущие обстоятельства: присутствие или отсутствие свидетелей диалога; идет ли диалог

непосредственно или по телефону; через ИКТ – связь, через обычные письма и другое; комфортность пространственных и временных условий и т.д.

  - выбрать коммуникативную позицию, соответствующую задаче и особенностям собеседника и ситуации;

 -Использовать вербальные и невербальные средства общения в соответствие с коммуникативной позицией. 

   Для гуманистически ориентированной  личности успешным, конструктивным является только такой диалог, в котором признается ценность всех его участников, то есть исключается манипулирование личностью другого (открытое или скрытое, осознанное или не осознанное ), а также обесценивание себя самого.

Ценностное отношение к личности тесно связано с толерантностью, то есть терпимостью по отношению к взглядам, предпочтениям, образу жизни, индивидуальным особенностям других  людей. Терпение – только одна сторона, одно крыло толерантности. С одним крылом, как известно, не полетишь. Другое не менее важное крыло : "Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение… Толерантность не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям”. 

 (Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61. Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 // Учительская газета. – 2000. - №37). Принятие других не означает, что человек должен 

      раствориться в окружающих, забыв о себе. В произведении Виктории 

     Токаревой "Ни сыну, ни жене, ни брату” приводится выражение из Библии:

 "Ни сыну, ни жене, ни брату, ни другу не давай власти над собой при жизни 

твоей". Уважая других, каждый человек должен сохранять свои достоинства

 в любых условиях. Дальше, в вышеуказанном произведении, автор приводит

 следующие слова из Библии: "Доколь ты жив и дыхание в тебе, не заменяй 

себя никем…" сказанное означает, что толерантный человек живет своей, а 

не чужой жизнью. Он, зная истинные, а не мнимые ценности жизни,

 выбирает свой "путь, который свободен или по которому не идут другие” 

( Зиновьев.// Приложение к газете "Первое сентября” "Управление школой” 

- 2000. – №9.)   Предвижу возражения: изменились времена, требования к 

образованию. Но достаточно ли изменились люди? Меняется школа, но 

остается неизменной роль учителя. От педагога ждут помощи в труде 

познания, в постижении логики бытия, в умении правильно оценивать 

действия и их последствия (скажем, курение и здоровье, наркомания и 

преступность, гигиена и СПИД и т.д.). Современный урок или внеклассные 

занятия требуют от преподавателя многого. И не только  умения выстроить 

сорок пять минут (или более) занятия, подобрать иллюстративный материал,

 нестандартно сформулировать вопросы темы, но и, если хотите, тщательной 

режиссуры. Знают нынешние подростки немало – куда больше своих 

сверстников пятидесятых, шестидесятых, семидесятых годов. Но знания эти

 зачастую отрывочные, поверхностные.